Таинства
ПАМЯТКА ЧЕЛОВЕКУ, ЖЕЛАЮЩЕМУ КРЕСТИТЬСЯ
Намереваясь креститься, Вы стоите на пороге чрезвычайно важного шага в вашей жизни. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой.
Спасение, совершенное Господом Иисусом Христом – это избавление каждого из нас от рабства греху и дарование нам вечной жизни в общении с Богом. Таинство Святого Крещения возрождает нас к этой жизни с Богом.
Крещение совершается только над верующим человеком или над младенцем, при условии дальнейшего воспитания младенца в Православной христианской вере его родителями и крестными. Совершается Крещение во имя Единого Бога Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И если соблюдаются условия крещения, то Дух Святой как в горниле переплавляет душу человека, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.
Условия Крещения – вера и покаяние.
Вера – это не просто согласие ума с христианскими истинами. Это не только вера в то, что Бог есть, но и доверие Богу, готовность доверить Ему свою жизнь и жить по воле Божией, благой и совершенной, лучше которой ничего быть не может. Такая вера рождается из познания своей греховности, своего падения, ощущения стыда за бессовестные поступки. В этом случае благодать Божия озаряет нас познанием очевидной истины: я погибаю, мне нужен Спаситель. Это первое условие Крещения.
К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Если мы погружаемся в купель Крещения в духе отвращения и ненависти к греху, то тогда нить нашей жизни как бы обрывается, все прежние грехи нам прощаются, и наше греховное прошлое теряет свою силу над нами, становится чуждым для нас.
Тогда, как говорит Священное Писание, мы умираем для греха, погребаемся крещением в смерть Христову и уже со Христом силой Святого Духа воскресаем к новой жизни. В этом смысл погружения в освященную воду с призыванием имени Святой Троицы.
Таким образом, после Крещения центр жизненных интересов должен полностью измениться. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем. Это второе условие Крещения.
Но если нет веры, нет покаяния, нет ни малейшего желания исправить свою жизнь, то тогда, как говорят Святые Отцы Церкви, «люди будут крестить тебя, а Дух Святой не будет крестить» (Свт. Кирилл Иерусалимский Огласительные поучения. Оглашение 17-е, п. 36). «Если душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после Крещения сходна с жизнью до Крещения, то … для таковых вода останется водою» (св. Григорий Нисский. Огласительное слово, гл. 40).
Христиане по личному опыту знают, какова сила сатаны (диавола) – духа зла и врага рода человеческого. Некрещеный человек является рабом греха, будучи порабощенным диаволом. При совершении Таинства Крещения вам предстоит отречься от этого духа зла, от всех дел его и от всей гордыни его. А после этого сочетаться (соединиться) со Христом, дать крещальные обеты Христу Богу: обещание доброй совести и доброй жизни по заповедям Божиим.
К Крещению нужно приступать уже зная основы православной веры. В случае крещения младенца, родители и крестные берут на себя ответственность за его христианское воспитание и приобщение к Церкви, начиная с младенческих лет, и они совершат тягчайший грех и будут отвечать на Страшном Суде Божием, если забудут об этом.
Спасение от рабства греху и диаволу, прощение грехов, вечная жизнь с Богом – все это мы получаем в Крещении как дар Божий в силу искупительного подвига Христа Спасителя. Но этот дар легко потерять, если, веря в Бога, жить так, как будто Бога не существует; если, крестившись, быть христианином только по имени.
В Крещении мы даем Богу присягу на верность, каждый из нас становится воином Христовым, и до самой смерти мы должны вести борьбу с духом зла, обольщающим наше сердце, под покровом святой Православной Церкви Христовой.
Путь христианской жизни тернист и труден. «Входите тесными вратами, – говорит Господь (Мф. 7,13), – потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Прежде всего, мы должны стремиться, насколько хватает сил, уничтожать в себе малейшие остатки прежних греховных навыков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «грехи тебе прощены, а привычку исправь сам».
«Кто не собирает со Мною, тот расточает», – говорит Господь. Поэтому в христианской жизни нельзя стоять на месте. Во всей полноте спасение души совершается по мере того, как образ Господа Иисуса Христа изображается в нас.
Благодатные средства, которые Господь дал нам для нашего духовного возрождения: постоянное и строгое самоиспытание, покаяние и исповедь в грехах перед духовником, святое Причащение, ежедневная молитва дома и регулярное участие в храмовом богослужении, аскетическая дисциплина (соблюдение постов).
Так постепенно происходит наше духовное исцеление, и мы делаемся способными наслаждаться вечным бытием в Царстве Небесном, делаемся сродными этому Царству святости и света. И это Царство Божие приходит и в нашу земную жизнь, зарождаясь и развиваясь в собственном нашем сердце. И именно с этим состоянием души мы должны предстать на суд Божий в конце нашей земной жизни.